Метаобучение. Дорожная карта предмета изучения. Как использовать свои текущие навыки, чтобы легче освоить новый. Перед изучением темы, разобраться с предметом изучения:
* Зачем учить, что учить, как учить? Написать в таблице;
* Интервью с экспертом: найти спеца, кто достиг высот в теме, которую планируешь изучать, и пообщаться - насколько ему нравится, помогают знания эти, как он учился;
* Выделить, что надо понимать, что просто запомнить (факты), что надо отработать;
* Закон убывающей ценности: поиск источников знаний - это процесс, ценность начальных источников будет убывать, надо будет искать новые.
* Эталонный сопоставительный анализ: взять программу курса (например, программу ВУЗа), и по ней следовать как по дорожной карте;
* Метод подчеркивания/исключения: учить тему, постоянно взвешивая её ценность. Например, изучение программирования для создания проекта - это учить конкретные языки, но не теорию вычислений;
* Сколько исследовать тему проекта перед его началом - 10% от времени на проект.
Фокус: выделение времени на интенсивное изучение. Способность концентрироваться, бороться с прокрастинацией:
* Определить причину прокрастинации: сопротивление конкретному делу или более привлекательные альтернативы?
* Поток от Михай Чиксентмихайи не годится (согласно Андерсону Эриксону) для обучения сложным навыкам. Потому как в потоке нет места для осознанной рефлексии. Также обучение - это уровень сложности более высокий, чем годится для потока. Человек к потоке занимается обычно делом, которое хорошо знает;
* Техника “я ещё 5 минут поделаю и пойду отдыхать” для начала борьбы с прокрастинацией, далее техника помидорок для концентрации.
Целенаправленность - идти вперёд, не заменять обучение другими проектами попроще. Фокус на практической значимости изучаемого навыка:
* Делать pet-project;
* Погружение в среду (языковую);
* Работа с симулятором (например, у лётчиков);
* Не бояться ставить высокие сложные задачи.
Упражнения. Атаковать свои слабые места безжалостно. Разбить большие задачи на мелкие, освоить их и собрать вместе. В процессе разбора на части и изучения подзадач могут найтись доселе неизвестные вспомогательные навыки. Например, задача изучения языка включает задачи скоростного и эффективного использования словарей, переводчиков. Среди эти под-задач могут быть “бутылочные горлышки”, из-за которых в целом изучение навыка тормозит. На них унужно сфокусироваться до их улучшения;
Самоконтроль. Вспоминать изученное активно через задачи и тесты, а не пассивно, заглянув в источник. Активно вспоминать, в том числа тестировать себя ДО изучения темы;
Обратная связь. Принимать критику на себя, не избегать её (но фильтровать полезную, остальную игнорировать). В том числе тренер/наставник даёт 1-1 обратную свзяь, отчего занятия с ними так эффекктивны;
Запоминание. Учиться помнить инфу навсегда. Метод интервального повторения;
Интуиция. Углубление знаний через игру. Усвоить как работает понимание, не прибегать к дешёвым трюкам запоминания;
Экспериментирование. Исследовать вне своей зоны комфорта.