Ultralearning

Основные техники обучения

  1. Метаобучение. Дорожная карта предмета изучения. Как использовать свои текущие навыки, чтобы легче освоить новый. Перед изучением темы, разобраться с предметом изучения: * Зачем учить, что учить, как учить? Написать в таблице; * Интервью с экспертом: найти спеца, кто достиг высот в теме, которую планируешь изучать, и пообщаться - насколько ему нравится, помогают знания эти, как он учился; * Выделить, что надо понимать, что просто запомнить (факты), что надо отработать; * Закон убывающей ценности: поиск источников знаний - это процесс, ценность начальных источников будет убывать, надо будет искать новые. * Эталонный сопоставительный анализ: взять программу курса (например, программу ВУЗа), и по ней следовать как по дорожной карте; * Метод подчеркивания/исключения: учить тему, постоянно взвешивая её ценность. Например, изучение программирования для создания проекта - это учить конкретные языки, но не теорию вычислений; * Сколько исследовать тему проекта перед его началом - 10% от времени на проект.
  2. Фокус: выделение времени на интенсивное изучение. Способность концентрироваться, бороться с прокрастинацией: * Определить причину прокрастинации: сопротивление конкретному делу или более привлекательные альтернативы? * Поток от Михай Чиксентмихайи не годится (согласно Андерсону Эриксону) для обучения сложным навыкам. Потому как в потоке нет места для осознанной рефлексии. Также обучение - это уровень сложности более высокий, чем годится для потока. Человек к потоке занимается обычно делом, которое хорошо знает; * Техника “я ещё 5 минут поделаю и пойду отдыхать” для начала борьбы с прокрастинацией, далее техника помидорок для концентрации.
  3. Целенаправленность - идти вперёд, не заменять обучение другими проектами попроще. Фокус на практической значимости изучаемого навыка: * Делать pet-project; * Погружение в среду (языковую); * Работа с симулятором (например, у лётчиков); * Не бояться ставить высокие сложные задачи.
  4. Упражнения. Атаковать свои слабые места безжалостно. Разбить большие задачи на мелкие, освоить их и собрать вместе. В процессе разбора на части и изучения подзадач могут найтись доселе неизвестные вспомогательные навыки. Например, задача изучения языка включает задачи скоростного и эффективного использования словарей, переводчиков. Среди эти под-задач могут быть “бутылочные горлышки”, из-за которых в целом изучение навыка тормозит. На них унужно сфокусироваться до их улучшения;
  5. Самоконтроль. Вспоминать изученное активно через задачи и тесты, а не пассивно, заглянув в источник. Активно вспоминать, в том числа тестировать себя ДО изучения темы;
  6. Обратная связь. Принимать критику на себя, не избегать её (но фильтровать полезную, остальную игнорировать). В том числе тренер/наставник даёт 1-1 обратную свзяь, отчего занятия с ними так эффекктивны;
  7. Запоминание. Учиться помнить инфу навсегда. Метод интервального повторения;
  8. Интуиция. Углубление знаний через игру. Усвоить как работает понимание, не прибегать к дешёвым трюкам запоминания;
  9. Экспериментирование. Исследовать вне своей зоны комфорта.